Часто говорят, что вера в Бога полезна в том смысле, что она поддерживает в обществе какой-то минимальный уровень порядка, не дает окончательно распуститься общественным нравам и т.п. Те люди, которые считают таким образом, сами в Бога не верят и не признают, что опыт общения с Богом у верующих реален, но тем не менее благосклонно относятся к вере – «уважают ее», как сами любят повторять. Они видят в ней лишь моральную ценность. Однако сама вера никогда не рассматривает себя лишь как систему морали, но именно как веру, веру в Бога, то есть убежденность в Его существовании и доверие к Нему. Рассуждения ценителей нравственной стороны религии можно продолжить таким образом: «Ну, мы понимаем, что Бог существует в душе, но и нигде больше. Когда мы сосредотачиваемся на себе — это все равно, что вы обращаетесь к Богу, который существует только в вашем представлении». Религия сводится тогда к самовнушению, а молитва — к медитации и аутотренингу (именно поэтому медитация, как противоположность молитвы, есть отрицание реальности Бога и утверждение реальности исключительно самого себя). Но тогда нужно признать, что большая часть человечества находится в состоянии тяжелой степени психического расстройства, поскольку ведет религиозную жизнь: «Кто не хочет, — пишет отец Сергий Булгаков, — принять здесь единственно простой и естественной (но почему-либо для него метафизически недопустимой) гипотезы религиозного реализма, тот должен противопоставить ей теорию массовых галлюцинаций и иллюзий или же ..."выдумки жрецов!"» При этом необходимо помнить, что среди "этих людей с галлюцинациями" были выдающиеся ученые, писатели, общественные деятели и т.д. Тут уж действительно приходит на ум то, что ведь в психических больницах небольшое количество их пациентов тоже считает себя нормальными, а остальное большинство для них — нездоровые люди. Авва Антоний в III веке говорил: "Придет время, когда люди станут безумны, и если встретится им кто-нибудь, кто не безумен, они обратятся к нему, говоря: "Ты бредишь!" И все потому, что он не похож на них". Поэтически это же изобразил М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении "Пророк": С тех пор, как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот, в пустыне я живу, Как птицы — даром Божьей пищи. Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная, И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами; Глупец — хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него, как он угрюм, и худ, и бледен, Смотрите, как он наг и беден! Как презирают все его!" В душе человека в какой-то момент происходит встреча с Богом, которая заставляет его изменить свою жизнь и взгляд на мир, что в свою очередь делает его странным в глазах других людей, не имеющих опыта Бога. Это можно сравнить со следующим опытом, какой ставили ученые. Они давали человеку носить очки, которые переворачивали изображение, и некоторое время он видел все вверх дном. Однако через некоторое время мозг привыкал к этому и перестраивался, так что человек опять начинал видеть нормально. Когда он снимал очки, то опять видел мир перевернутым. Грех и жизнь без Бога являются теми очками, которые делают взгляд на мир и других людей противоположным, при чем, что самое страшное, незаметно для самого человека. Когда же человек от греха обращается к добродетели, приходит к Богу, он начинает видеть, что до этого его взгляд на все вещи был перевернутым. В качестве вывода необходимо еще раз напомнить, что «моя религия не есть мое сознание, иначе она вовсе не есть религия» (отец Сергий Булгаков). А вера есть не один из способов поддержания общественного порядка, но результат встречи с Богом, при которой у человека изменяется взгляд на мир и других людей.
|